Яндекс.Метрика

ДАВИД-ГАРЕДЖА

Разместил , 5 Мар.2014 / Нет комментариев

 

 

Монастырский комплекс Давид-Гареджа находится в Кахети, хотя обыч­но сюда приезжают прямо из Тбилиси с однодневной экскурсией. В этом полузаброшенном месте на границе с Азербайджаном (высота 400—8/8 м) находится несколько пещерных монастырей, которые в середине VI в основал святой Давид (один из 13 свя гых сирийских отнов) со своим уче­ником Лукианом после того, как побывал на Святой горе в Тбилиси. Об­наружили более 20 монастырей, но немногие из них широко известны и юступны для туристов. Дороги там до сих пор очень плохие — на маши­не в принципе проехать можно, но лучше на внедорожнике, К монасты­рям можно добраться только на горном велосипеде, на машине или с экс­курсией от туристического агентства. От Тбилиси надо ехать 70 км, то есть чуть менее двух часов, только в одну сторону. Экскурсия на день для двоих человек стоит около 100 долл., или примерно вдвое меньше, если у вас есть своя машина. Если машины у вас нет, то вам дадут и водителя и экскурсовода, который знает немало интересного. Тариэл Табашидзе (“\ 648928; m 899 648298; е tariel_tahashulze@yahoo.com) хорошо знает не­мецкий язык и немного говори г по-английски Он хороший водитель и берет около 50 долл. (включая бензин) за поеуткудля троих или даже чет­верых человек на внедорожнике «Субару» к монастырям, так, чтобы там можно было гулить около трех часов

ИСТОРИЯ. В этих местах люди живут уже около четырех тысяч лет. об этом говорят захоронения и керамические изделия бронзового века, найден­ные при раскопках. В те далекие времена здесь росли леса, но выплавка руды в итоге привела к тому, что лесов не осталось уже к первой полови­не I тысячелетия до н.э Из за этого всего изменился климат, земля стала пустынной, Когда в VI в. нашей зры сюда пришли монахи, им пришлось вырыть каналы и построить хранилища для воды Фрески IX в. рассказы­вают нам о том. как близка была монахам природа. Монастыри создава­лись в естественных пещерах из песчаника, их расширяли, сначала нагре­вая камень, а потом остужая его водой — камень, таким образом, делался

 

хрупким, его можно было легко колоть. Во всех монастырях eci ь церковь с главным нефом и нефом поменьше с северной стороны, а также кельи, хранилища и другие помещения Наверху в дюжине монастырей постро­или башни, чтобы держа1ь связь между собой, посылая сигналы. Расцвет монашеской жизни здесь пришелся на период с X в. до монгольского на­шествия в XIII и., хотя большинство монастырей просуществовали ло на­чала XVII в. Тогда шах Аббас зверски убил 6000 монахов (всех их впослед­ствии канонизировали) во время всеношной службы на Пасху. Монасты­ри потом восстановили, но не полностью, и в XIX в. совсем забросили Правда, один из них сейчас возрождают новые монахи

Хуже нее го монастырям досталось в последние 50 лез, когда советская армия проводила в этих местах испытания вргилнерии, причем военные часто целились прямиком в монастыри. С конца 1980-х гг националисты начали бороться за то, чтобы военные учения в этом районе прекрати­лись, и в 1991 г. они добились своего. Военные же хотели продолжать свои учения потому, что местность сильно напоминала Афганистан, но когда в 1989 i афганская война закончилась, они потеряли всякий инте­рес. В 1994 г. была проведена первая культурологическая и биологическая экспертиза этого района, и тогда же заново открыли несколько каналов. Еще один монастырь, заброшенный в XII в., заново открыли в 1995 г. Там были интересные купола, каких не видели еще нигде в христианских странах Востока, а также фрески и надписи настенах X XII вв., по кото рым удалось многое выяснить о развитии грузинского алфавита. В сере­дине 1995 г. грузинская армия возобновила учения в этом районе, а в 1996 г. и артиллерийский огонь. В 1997 г. учения прекратили после офи­циальных акций протеста, это было расценено как доказательство разви­тия «гражданского общества» в Грузии. Армия обратилась с апелляцией в Верховный суд, но в итоге к борьбе присоединились деятели церкви, и в результате культурная (и туристическая) ценность монастырского ком­плекса была признана.

Местами и временами пейзажи поблизости от монастырей кажутся со­вершенно неземными, но с апреля по начало июня степь расцветает, и все преображается. В основном там растут такие травы, как бородач обыкновенный (Bothriochloa ischaenum), типчак (Festuca sulcata), ковыль- волосатик (Stipa capillata), ковыль Лессинга (S.lessingiuita) и ковыль кра­сивейший (S.pulcherrina). Водится там также немало змей, ящериц и кро­ликов. На них охотятся разнообразные хищные птицы — орлы, стервят­ники, канюки и совы. Вдобавок там водятся волки, летучие мыши в пещерах, а до недавнего времени были и джейраны. В мае и июне лучше всего приезжать к монастырям, чтобы полюбоваться цветами и птицами (особенно стервятниками в гнездах и куроиатками-кекликами), а также посмотреть на крупных головастиков.

КАК ТУДА ДОБРАТЬСЯ. Лучше всего ехать через Рустави, выезжая из Тбили­си по шоссе, которое ведет в Баку. Можно также добраться и по той доро­ге, что ведет собственно в Кахети, хотя она хуже, и ехать гораздо сложнее. В этом случае вы можете свернуть с трассы А302 у 34-го км на дорогу в Красногорский, или у 51-го км, немного восточнее развязки на восточ­ной окраине Сагареджо. Такси отсюда обойдется вам в 50 лари, включая
три часа прогулок по монастырям. Не соблазняйтесь автобусом ло Удаб- но, дальнего села, где мы не найдете ни одного такси, чтобы доехать до монастырей.

Если вы поедете по дороге в Рустави, то увидите военную базу на верши­не холма справа (к западу) от дороги — ее хотят переоборудовать и сделать там военный музей Свернув налево вскоре после тбилисской объездной, вы проедете мимо обычных советских многоквартирных домов в пригороде, а потам переедете через Мтквари и окажетесь в центре Рустави (туда можно доехать и на поездах, которые постоянно ходят от станции Самгори в Тбили­си, или на автобусах от стадиона «Динамо»), Город иснопали на пустом мес­те сразу после Второй мировой войны, и он стал ведущим промышленным центром в Грузии На металлургическом заводе в Рустави работ ало больше людей, чем на каком-либо другом предприятии в республике Химические и фармацевтические предприятия были гоже крупными Сейчас почти все эти заводы закрыты, а вместо них построена первая в Грузии тюрьма «европей­ского стандарта» (с закрытыми камерами). Люди в город съезжались со всей страны, особенно из горных районов, таких, как Сванети. Поэтому числен­ность населения здесь достигла примерно 150 ООО, но условия работы были такими ужасными, что рабочие уходили на пенсию в 45—50 лет. Стоит заме­тить, что город никак не связан с поэтом Руставели, который родом из Мес- хети. Наулине Месхишвили есть банкомат.

Кахети ДАВИД-ГАРЕДЖА

Можно доехать на маршрутке от вокзала Дидубе до Гардабани, последне­го города перед а *ербаиджанскои границей (2 лари), а оттуда за 40—50 лари съездить до монастырей и назад. Дорога в Давил Гареджу начинается от поворота нате во возле огромного административного здания металлур­гического завода (оно куца больше, чем здание городской администра­ции, и поэтому становится ясно, где на самом деле была сосредоточена вся власть)* пересекает железнодорожные пути и сворачивает направо. После этого она довольно долго идет через постиндустриальные пусто­ши. Справа вы увидите современную сванскую башню, которая стоит в одном из сванских сел этого района (новые жители приехали сюда после страшной лавины в Ушгули), и статую свана, побеждающего быка. На холме слева будет еше одно военное строение, где некоторое время назад был террариум (делали антидот из змеиного яда, разводили змей), а сей­час оно заброшено Сверните натево (на асфальтовую дорогу без знаков) сразу после шлагбаума, когда завидите перед собой белые дома довольно крупного села Джандар, а потом сверните направо сразу после подъема (слева от вас будет белый забор колхоза). Там будет очень плохая дорога (тоже без всяких указателей), которая ведет мимо сломанных военных машин в заросшую кустарником сухую степь. Когда вы окажетесь на пла­то, то сразу увидите слева от себя монастырь Иоанна Крестителя, и доро­га там станет немного лучше. Ч гобы добраться до этого монастыря, свер­ните налево, и вскоре еще раз налево — надо спуститься вниз в долину Там резко поверните направо (слева от вас будет заброшенный колхоз) и окажетесь прямо у монастыря, выступающего из скалы.

ОСНОВНЫЕ МОНАСТЫРИ. Монастырь Иоанна Крестителя был основан в VI в., по главную его церковь достроили н расписали топько к XIII в. (в дать- нем правом углу там есть портрет царицы Тамары). Трапезная со сводами

ДОРОГА В АЗЕРБАЙДЖАН

Глэбныи пограничный перекресток, откуда отходи^ дорога в Азербайджан, нахо­дится у Цители Хиди (то есть Красного Моста), к югу от Тбилиси; за переход грани­цы надо заплатить (до 20 долл.), Мост построен еще в XVII в., сейчас на деньги ЕС строят нозь,й. От моста через скучную бесцветную полупустыню и идет дорога в Баку Зеленая дорог а пролегaei немного сеи&унее, поезда ползут примерно ьдьое медленнее, чем автооусы, от Тбилиси до Баку на поезде надо едать около 16 часов.

Пограничный пункт Лагодехи лежит на куда более интересном маршруте что идет по предгорьям Большого Кавказа и прохидит через красивый исторический город Шеки Местные автобусы ездят из Лагодехи в Ьалакан, Закаталу и порой да­же в Шехи. Есть там и такси, они обойдутся вам примерьо в 4 лари за 8 км от Лаго­дехи до границы и примерно 2 маната (2 долл ) за 15 км от границы до Балакана (вдильдироги раите I орешник).

В любом случае вам понадобится азербайджанская виза, и ее надо делать за­ранее (требуется приглашение или заказ номера в гостинице)

н порем. 1СКОМ стиле появилась лишь в XVII в., а рядом с ней располагает­ся гробница XIX в. Наверху возвышается башня, украшенная синей плиткой, они совершенно точно должна была бы, ь еще выше — сохрани­лось подножие кресга па ее крыше.

Вернувшись в начало долины, направляйтесь налево (на лоропу к Са- гареджо; и через чребст, а там сверните направо. Справа or хребта будет башни монастыря Чичхитури (основанного в XII в ), а за ней, прямо vдо­роги — сейсмологическая станция, которая регистрирует более 100 под­земных толчков каждым год. Там можно остановиться, правда, условий почти никаких, но есть питание. От станции недалеко уже и до монасты­ря Лавра (или лавры Давида), он всего примерно в 1,5 км от перекрестка. Оставьте машину возле долгов (в поле там есть совершенно жуткий гуа- лет) и идите к Лавре пешком. Этот монастырь основал в VI в. святой Да­вид, а сейчас там жш« i девять монахов, которые известны своей орто­доксальной верой. Они могут оiругать вас за то, что вы шумите, а особен­но — за неправильную одежду. У монастыря есть маленьким киоск, там продаются иконы и свечи, но нет ни воды, ни еды. Туристам нельзя захо­ди ть во внутренний шор, и, конечно же, в монашеские кельм. Давид и Лукиан похоронены здесь, в церкви Преображения Господня (Периства- леба), или Каменной церкви, возле источника, который называют Слеза­ми Давида. Диагональные линии камней над внешним двором и потолки вообще просто удивительны, их можно фоюграфировать. Оттуда идте наверх и направо, через железную дверь, и снова направо, над внутрен­ним 1вором. Так вы попадете в смотровую башню XVIII в. (где жи вет ю- лония летучих мышей-подковоносов).

Дальше можно пойти в монастырь Удабно (буквально — «Пустынь»), построенный в период с VIII по X в. на противоположной стороне хреб­та. Это самый интересный и значимый из всех здешних монастырей как в плане релшии, так и в плане искусства. Маршрут идет в гору, влево, примерно десять минут, а потом круто сворачивает направо и идет еше

 

10 минут до вершины хребта, откуда можно полюбоваться удивительны­ми панорамами пустынь во всех направлениях.

Направляясь вниз и налево, вы пройдете мимо мсшериых церквей у входа в которые растут деревья, затем часовни Деметре II (Самопожерт- вователя), расписанной сценами из жития Христа, и маленькой церк­вушки. В итоге вы окажетесь у трапезной, где монахи становились на ко­лени перед каменным столом в центре, а пищу каждый прятал от глаз других в особом углублении. Фрески с библейскими сценами были напи­саны в X111 —XIV вв. Еще немного дальше стоит главИгая церковь с пре­красными росписями времен конца X — начала XI вр на северной стене изображено житие святого Давида (с оленями, которых доят), в апсиде — Богоматерь с младенцем, на восточной стене — Страшный суд, а в вос­точном приделе — Деисус

Тропа еще пять минут ведет вдоль края скалы, пронизанной пещерны­ми залами, затем забирается обратно но хребет прямо перед топографи­ческой вышкой. Оттуда вы можете вернуться налево мимо руин часовни VI в и через 15 минут дойти до крутого попорота тропы. С хребта откры­ваются потрясающие виды на пустынные пейзажи, на территорию Азер­байджана. Закаты там прости волшебны.

Самые лучшие фрески (написанные в 1212—1213 гг., в том числе порт­реты царицы Тамары и ее сына, Лаша Гиорги IV) в монастыре Бертуба- ни. После того как при развале Советского Союза, в 1991 г., границу пе­ренесли так, чтобы она проходила но хребту Удабно (813 м, в Азербайд­жане его называют Кешишдаг). монастырь оказался на 2 км дальше границы Азербайджана, на его территории. Грузия предлагает обменять эти земли на другие, чтобы получить обратно Бергубапи и Чичхтури, но Азербайджан не соглашается.

От Лавры можно еще дойти до монастырей Додос Рка и Нат л и см неме­ли, они также основаны в VI в.

Лесная :ун-1/3

 

 

Квемо-Нартли

Квемо-Картли, или Нижняя Картли, — это край, расположенный к юго-западу от Тбилиси. Он меньше, чем Шида (Внутренняя) Картли, и не такой важный, но зато очень интересный и подходящий для ко­ротких поездок из столицы. Населяют eio в основном азербайджанцы, но немецкие колонисты, которые когда-то, в XVIII в., поселились в районе Болниси (они называли его селом Люксембурги), тоже остави ли свой след. Когда началась Вторая мировая война, их депортирова­ли в Центральную Азию, и после войны они перебрались в Германию. Вино в тех областях, где они жили, до сих пор по вкусу больше напо­минает европейское, чем обычное грузинское Азербайджанцы много работают, держат фермы. Вы обязательно увидите женщин в типичной для мусульман одежде, которые на обочинах дорог торгуют яблоками, плодами граната, хурмой и кукурузой.

МАРНЕУЛИ И БОЛНИСИ

Этот край проще всего посетить по дороге в Армению или из Армении Самая привычная дорога в Ереван была проложена еще российскими во­енными инженерами в 1834-1875 гг., но поскольку она идет через Азер байджан, то теперь пользуются другой трассой, А304. Она идет через Бол­ниси и до самой границы находится в достаточно плохом состоянии. Ука­затели на дороге до сих пор сообщают, чго она ведет к городам Помри и Банадзор, а про Ереван мало где сказано Советую вам остановиться и ос­мотреть несколько церквей, которые стоят рядом цруг с другом к югу от Болниси — это одни из самых чудесных церквей во всей стране. Трасса А304 отходит от шоссе, ведущего к Рустави и Баку, еще в пригороде Тби­лиси. Она покидает город на 12-м км и уходит в степь, оставляя справа старую крепость; с 20/86-й км она постепенно спускается к селу Кумиси (где канадская компания ищет месторождения природного газа) и потом снова идет наверх, к селу Кода (гам много больших армейских казарм) Оба этих села известны тем, что там строят прочные дома из серого вут- канического туфа, которые гораздо чаще ьстречаются в Армении, чем в Грузии. У 36/70-го км вы увидите огромную статую на холме слева (на востоке) — это военный мемориал, изображающий мать, которая переда етдвум своим маленьким сыновьям меч. Отсюда идет дорога в Марнеу- ли, мимо ресторана .«Original» с вывеской на английском языке. Но Мар- неули — не место для туристов, а совершенно унылый обычный промы­шленный город. Если чго — на улице Чолокашвили в доме № 3 есть банкомат.

 

 

Здесь дорога снова разветвляется и уходит на юго запад через плодо­родную долину параллельно новым железнодорожным путям. На 59/59-м км (примерно в I часе 15 минутах езды от Тбилиси) она приво­дит к городу Болниси, гораздо более привлекательному для путешест­венников. Город тянется вдоль дороги 5 км и может стать немного более оживленным, когда совместное грузинско-австралийское предприятие начнет добывать золото из отвалов шлака, чго сохранились на совет­ских медных рудниках.

БОЛНИСИ-СИОНИ (Болнисский сион). В J0 км к югу от города Болниси рас­полагается храм Болниси-Сиони — >то прекрасный образец церков­ной архитектуры древней Грузии и единственная сохранившаяся трехнефная базилика (без трансептов), которую не перестраивали Храм поражает своей простотой и спокойствием (он стоит в тихом церковном дворике, где цветут розы), а также красивым фасадом из зеленоватого вулканического туфа (добавленным в XVII в.) Поворот к нему находится чуть западнее 62/56-го км, на ^падной окраине го­рода. Там есть указатель (только на грузинском языке) и сломанные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

светофоры. От перекрестка до Сиони — 7 км, и дорога такая, что по пей легко идти. Вообще там ездят автобусы и микроавтобусы, осо­бенно в часы пик.

Спустившись вниз, к мосту, вы увидите несколько типичных немец­ких домов, построенных из прочного камня, и бывшую водяную мель­ницу у реки В десяти минутах ходьбы от главной дороги будет железно- дорожная станция, а дальше путь постепенно пойдет в гору, к переходу в 5 км от Ьолниси. Еше километр оттуда — до большого села Квемо (Ни­жнее) Болниси, которое раскинулось (совершенно не по-немецки) в плодородной долине. У входа в село вам надо свернуть направо, чтобы его обойти; церковь, которая будет видна па холме впереди, — это не Си- опи, а Цугругашени. Оставив село слева, вы пройдете пару маленьких заброшенных часовен из удивительного зеленоватого туфа, а справа от вас будет склон с пластами известняка. Чтобы добраться до конца села Квемо Болниси, нужно идти пешком 25 минут, и потом еще 10 минут, чтобы дойти до деревушки Сиони. Там-то слева и будет чудный <рам Болниси-Сионп.

Вы войдете туда через западный вход и спуститесь по лестнице в по­лумрак храма. Он освещается только естественным светом, который проникает через дверь и несколько узких арочных окон. По грузин­ским стандартам этот храм очень вытянутый, неф его делится на шесть ниш. Роспись есть только в одном месте — в апсиде, но время почти скрыло ее от наших глаз. Резные капители в нефе тоже пострадали от времени Перемычка над проемом северной двери сообщает нам о том, что строительство церкви шло с 478 по 493 г (сейчас перемычку заменили копией) Это самая старая надпись на грузинском языке из тех, что были найдены на территории Грузии (немного более древние были обнаружены в Палестине). На северо-востоке, за главной апси цой, в VIII в. пристроили часовню. Есть еше одна часовня, пониже, в юго-восточном углу храма. Сохранились и остатки галерей или внеш­них приделов, которые шли вдоль обеих сторон храма. Отдельно стоя­щая колокольня, ступени которой увиты лозами, датирована 1678-1688 гг.

ЦУГРУГАШЕНИ. Чтобы добраться до церкви в Цугругашени, что в двух километрах от противоположного берега в домине, вам надо проехать на машине через село Квемо Болниси Но пешком можно пойти в обход, прямо к церкви. Сверните налево от храма Сиони, в деревню, через пять минут снова поверните налево и потом еше раз налево по глинистой до­роге. За 15 минут вы дойдете до моста (сразу за перекрестком в Квемо Болниси) и еще 10 минут будете идти оттуда вверх по склону холма к церкви. Церковь высится на самой вершине холма, а высокий узкий ку­пол юлько добавляет впечатления. Ближние дома — это колхоз, немного выше по ходу долины, поэтому окрестности церкви — хорошее место для палаточного лагеря. Сама церковь построена в XI в. и сейчас заброшена, но все равно прекрасна, не портят ее .даже металлические трубы и теле- фафные столбы. У нее двойной неф и приделы по бокам, плюс отдель­ный неф с восточной стороны и боковые часовни с каждой стороны ап­сиды. На юге был еше портик, но он разрушился. Снаружи можно рас­смотреть красимую резьбу и высокие ниши, которые расположены там же, где апсиды, с восточной стороны. Высокий и прямой круглый купол- барабан по стипю типичен для XVIII в.

ОТ БОЛНИСИ ДО АРМЯНСКОЙ ГРАНИЦЫ. Сели вы поедете по шоссе в сторону Армении, то у поселка Квеси (68/50-й км) будет попорот на запал к Пи- тарети и Дарбази. Церковь в Питарети одиноко стоит у реки, возле раз мытого водой моста. Церковь построена при сыне царицы Тамары. Гиор- ги IV, в 1213—1222 гг., она почти квадратная, лишь портик с южной сто­роны нарушает симметрию План церкви — крест, у нее три практически одинаковые апсиды, односторонний неф и высокий купол-барабан, на восточном фасаде можно увидеть прекрасную резьбу. Во времена Сред­невековья церковь обнесли двойной стеной, сейчас она с двухэтажной башней у ворот, достроенном в 1696 г. Возле села Дарбази, ю которого можно добраться, свернув налево на полдороге в Питарети, есть развали ны царского дворца XII—XIII вв. До Питарети также можно доехать на внедорожнике или горном велосипеде с севера, из Гегри-Цкаро. что и 59 км от Тбилиси (от станции метро «Самгори» до Тет ри-Цкаро ходят две маршрутки в час); когда-то здесь жили греки, но сейчас большинство из них покинуло страну. В Самшвилде, поселке на той же реке, в 4 км к югу от Тетри-Цкаро, есть церковь с куполом, построенная в 759—777 гг. на­шей эры.

Всего в километре дальше по главной дороге вы увилите крепость Квеси, что стоит на скале, на западе, над одноименным селом. У 76/42- го км, после того, как главная дорога проходит через село Кианети, от нее отходит дорога на ют о-восток. Через три километра эта боковая до­рога приводит в поселок городского типа Казрети, многоэтажные юма его видны издалека. Там есть железнодорожная станция, а вообще — это торговый центр всей верхней части долины реки Машавера. Дорога там становится хуже, начинается известняковая долина, напоминающая Дербиширские. У 88/30-го км дороги начинается село Патара Дманпси (в двух с половиной часах езды от Тбилиси), известное своим заводом по производству сыров. Там делают также сирон из шиповника, выра­щивают грецкие орехи и фундук, добывают минеральную воду из источ­ников. Хотя «Патара» — значит «малое», это на самом теле единствен­ное село в этих местах. Дили («большое») Дманиси — это остатки сред­невекового города-крепости, которые занимают 13 га на холме над настоящим сслом. Кроме руин дворца и купален, датированных

  • XIV вв., там есть трехнефная базилика VI в с нартексом, который добавили при Гиорги IV, в 1213—1222 гг. В 1988 г. эту церковь снова от­крыли. В Дманиси при раскопках обнаружили череп человека прямохо­дящею (Homoerect us), которому около 1,8 миллиона лет, и останки че­ловека разумного (Homosapiens), возрастом около 200 ООО лет, а также предметы эпохи палеолита п останки вымерших видов носорога, слона, жирафа, страуса медведя саблезубого тигра, оленя и коровы. Раскопки ведет Государственный музей, около руин собираются сделать туристи­ческий центр и дома-гостиницы

Дорога поднимается в гору через березовый лее, а потом выходит на высокое открытое плато — типичный пейзаж Армении. Первый noipa- ничный пост находится на 105/13-м км (и трех часах от Тбилиси), немно­го южнее маленькой деревушки Гугути. Может быть, вас это и не удивит, но с армянской стороны границы дорога намного лучше.

До Армении можно добраться и другим путем — по трассе АЗ 10, к югу от Марнеупи, в сторону Садахло, только там дорога даже хуже, чем в Гу­гути. Сначала машины вынуждены петлять, огибая выбоины и ямы, как обычно в Грузии, потом внезапно возникают участки с отличным покры­тием, но они так же внезапно сменяются дорогой, на которой, кажется, и не было никакого асфальта. Чем дальше на юг и ближе к Садахло, тем ху­же Aopoia. У самого поселка вам надо будет повернуть направо, а затем налево. В таких поселках живут азербайджанцы, там есть обычные без­вкусно украшенные мечети. Местные автобусы ходят из Марнеули в Са­дахло. У тки раничного пункта в Садахло стоят такси, поездка до Тбилиси обойдется вам в 35 40 лари