Яндекс.Метрика

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ

Разместил , 5 Окт.2015 / Нет комментариев

ГДЕ ПОЕСТЬ. С услугами общественною питания дела б Мцхеге оостоят неважно. Некоша напротив ворот собора располагался ресторан, где по- шпали шашлык, считавшийся лучшим в Грузии. Если свернуть от ворот налево, то по адресу улица Ансувидзи, 23, напротив красивого, хотя и за­пущенного сада, вы найдете кафе «Гуга». Нолле реки при въезде в Мпхету находится ресторан «Тамариани», а около моста, по которому проходит шоссе, поблизости от перекрестка, работает ресторан «Армаж». В кафе «Салобио», расположенном в 4 км от Мцхеты по направлению к Тбили­си, с видом на реку, юродские жители всегда любили обедать во время выезда на природу; в кафе большой выбор национальных блюд, таких как лобио (которым славится Мцхета), чади.хинкали. шашлык и хачапури.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Свети-Цховели. Собор Светн-Цховели возведен на месте древне по дворца царей Иверии По преданию, после смерти Христа некий «)лиоз, бывший тогда в Иерусалиме, купил хитон 1осиодень и привез его на спою родину в Мцхету; сестра Эл и о за, Сидония, прикоснувшись к хитону, умерла от радости, и руки ее так крепко сжимали ткань хитона, чго его пришлось похоронить вместе с нею На се могиле вырос кетр, который впоследст­вии срубили, чтобы построить церковь. По легенде, одна из колонн ни­как не желала становиться на свое место и парила в воздухе, пока святая Нина молитвой не низвела ее на землю Кроме того, по слову свя гой Ни­ны колонна стала источать благоуханное миро.

Считается, что именно поэтому церковь получила название Свети- Цховели, то есть «Животворящий столп»; но в любом случае можно ска­зать. что по происхождению это название явно языческое. Первая — де­ревянная — церковь на этом месте была возведена в IV в 13 575 г. ее заме­нили на новую, а тот собор, который мы видим сегодня, был построен патриархом Мельхиседеком в 1010-1029 гг. В ансамбль естественно во­шло и крошечное здание VI в Ныне это одна из лучше всего сохранив­шихся церквей в Грузии Она была повреждена во время землетрясения в 1283 г.; некоторый ущерб был причинен ей во время нашествия Тамерла­на в конце XIV в.; однако впоследствии здание было отреставрировано; первая реставрация прошла в 1412-143] тт.. вторая — в 1656 г. По архитек- гуре Свети-Цховели напоминает норманнские соборы в Англии, однако он был построен на несколько десятилетий раньше, чем эти всемирно из­вестные церкви

Здание идеальных пропорции увенчано коническим куполом, возвы­шающимся над рекой и над городом; основание башни сложено из зеле­новатого камня Церковь окружена стенами, построенными Ираклием II в XVIII в.; главный вход обращен на запад. Подходя к вратам, вы видите тве резные бычьи головы — в язычестве они почитались как символ пло­дородия. Во внешней отделке собора можно отмстить работу по камню — скупо-выразительную; особенно советуем обратить внимание на изобра­жение деревьев, вырезанное на западном фасаде, а также на рисунок ру­ки, сжимающей наугольник, над центральной аркой северного фасада. Этот рисунок отображает историю о руке строителя Арсукидзе, отрублен­ной его завистливым учителем (хотя существуют различные варианты преданий об этой руке).

Характерной особенностью Свети-Цховели является трехчастный неф, по стандартам грузинских церквей кажущийся огромным; во втором нефе, справа, расположена копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, построенная в XIV в- В следующем нефе находится башня, возведенная в XVII в над могилой праведной Сидонии, а восточнее нее — каменный па­триарший престол, также XVII в. Непосредственно перед собой вы уви­дите царские гробницы, из которых идентифицированы только три. по следние два царя, Ираклий II (1720-1798) и Георгий XII (1746—I80U), ле­жащие по разные стороны от алтарных ступеней, и основатель Тбилиси Вахтанг Горгасали, чья могила — вторая от гробницы Ираклия (она отде лена канатным ограждением).

Наиболее примечательные фрески располагаются в центре южной стены южного трансепта, хотя большинство из них не сохранились; так, например, от созданного в XVII в. изображения Апокалипсиса остался только зодиакальный круг с фш урой Христа в цен гре; справа от него изо­бражены апостолы, слева — море, полное чудовищ. Занятно, что писатель Даниэль Фарсон утверждает, будто на алтарной фреске с распятием, пря мо на уровне глаз, изображены две летающие тарелки, а еще одна — над яркой; другие считают, что это были просто-напросто парящие лица, из­лучающие сияние В любом случае в 1991 г. эти изображения были закра­шены побелкой.

Во время утренней службы в cy66oiy и воскресенье в церкви можно послушать прекрасные песнопения; однако в храм следует приходить только в одежде, закрывающей колени и плечи, а женщинам также с по­крытой головой.

Самтавро. Всего в пяти минутах ходьбы на север, за площадью, где распо­ложен кинотеатр «Армази», стоит монастырь Самтавро. построенный на месте первой грузинской церкви и бывший местом упокоения царей и в некотором роде административным центром. Крошечная церквушка IV в. (с весьма невзрачной росписью), стоящая на землях монастыря, от­мечает местоположение бревенчатой хижины, где обитала святая Нина Главный Храм Спасителя датируется первой половиной XI в. (купол был поврежден землетрясением вXIII в. и впоследствии восстановлен). Наи­более примечательной особенностью является гробница царя Мириапа ц царицы Наны, живших в IV в. основателей династии Хосроидов. В XIX в. над этой гробницей был возведен нелепый шатер из итальянского мра­мора, вы можете увидеть его в юго-западном углу храма, спева от входа В остальном храм можно описать как большой и просторный, со стена­ми без росписи — лишь несколько довольно плохо сохранившихся фре­сок на куполе и над алтарем. Во внешней отделке храма отмстим краси­вую декоративную резьбу на северной и восточной стенах и на куполь­ной башне; ‘звонница храма (явно поврежденная землетрясениями) датируется XIII в.

Джвари. Церковь Джвари (Креста) расположена на OTpuie Сагурамского хребта в 150 м над Мцхетой, и в наши дни выглядит так, как будто сама выросла из скалы. Это один из красивейших образцов старой грузинской архитектуры — пленительно-простое, но в то же время тяшное здание, особенно на фоне большинства примеров европейской церковной архи­тектуры того периода. Построенное межчу 580 и 604 п. н.э. правителем Стефанозом I, оно было первой церковью крестообразной формы, где промежутки между перекладинами креста заполнены маленькими часов­нями. в результате чего па плане строение «етко вписывается в квадрат. Благодаря этому изнутри храм выглядит высоким и просторным, весь центральный промежуток «креста» перекрыт круглым куполом, который воздвигнут на восьмиугольном «барабане» с опорой на четыре колонны. Храм возведен на месге, где некогда святая Нина воздвигла первый в Гру­зии крест, возвысив его над языческими святилищами Мцхеты, рядом с храмом сохранились руины церкви конца VI в. Храм был закрыт в 1911 г и вновь начал действовать в 1988 т.; в нем все еще заметны следы разру­шения, основные колонны явно вытесаны из фубого камня. Над южным входом виден исключительно красивый барельеф — два крылатых ангела, несущих крест. Изнутри храм выглядиi огромным и пустым, не считая высокого постамента в центре, на котором воздвигнут крест, и низкого деревянного иконостаса.