Яндекс.Метрика

Грузия

Разместил , 5 Июн.2015 / Нет комментариев

РЕЛИГИЯ

Христианство принес в Грузию апостол Андрей Первозванный, который странствовал по берегам Черного моря, а потом стал первым Патриар­хом Константинопольским. Также там проповедовали христианскую веру апостолы Симон и Матфей. Армения приняла христианство в 301 г. (или. как иногда говорят, в 314 г.). В 313 г. римский император Констан-

Tiiи подарил христианам свободу вероисповедания, и христианство ста­ло самой распространенной религией в Империи Но оно не было при­знано единственной официальной религией вплоть до 380 г. А Грузия в 337 г уже приняла христианство, и грузины стали вторым христианским народом в мире. Святая Нина, рабыня из Каппадокии, исцелила боль- ного ребенка, прочитав над ним молитву. Царица Нана услышала об jTOM чуде. Нина пришла к царице и исцелила ее от тяжелого, ней тест- ного недуга — тогда царица сама приняла христианскую веру Царь Ми- риан тоже уверовал вслед за своей женой, но только после того, как Ни­на сумела вызвать бурю и низверт путь языческих идолов со священной горы. Легенда гласит, что гоша произошло затмение солнца, и до гех пор, пока царь не согласился принять новую веру, над землей висела темная мгла.

Несмотря на вес это, христианство не могло окончательно утвердить­ся до VI в., когда в Грузию пришли сирийские святые отцы из Антиохии. Неизвестно, были ли среди них грузины или халкидонцы. но совершен­но ясно, что они могли легко объясниться с местным населением. Свя­тые отцы основали несколько монастырей в Картли и Кахегии, в гом числе Зедазени, Самтависи Алаиерди, Некреси и Давил-Гареджа. Они распространили свое вероучение но всей стране. В период с 790 по 861 г святой Григорий Хандзитийскнй основал еше несколько монастырей, В X в. в грузинских монастырях уже были такие классические тексты, как трактат Зенона «О природе» и философские груды Порфирия, а буддии ские тексты впервые перевел святой Евтимин из грузинской обители на горе Афон в Греции Монастырь Бачково, второй из самых известных болгарских монастырей, в 1083 г. основал грузин Георгий Бакуриани, ко­торый огказался править городами Смолян и Эдирне и ушел в монахи вместе со своим браiом Аббасом.

За многие века в православно!) церкви появилось много разных ерессй, и все спорили между собой, устраивая теологические диспуты. Сначала появилось арианство, где отрицалась целостная божествен­ность Иисуса и говорилось, что он был создан Богом, и «был миг, ког­да Отец его еше не создал». В IV в. возникло монофи зитство, доктри­на о единственной природе Христа, а не о двух (божественной и чело­веческой). Наконец, в V в. появилось нссторианство, и его приверженцы стали спорить с тем, что Деву Марию называют Мате­рью Божией — ведь она родила Христа, человека. Монофизитство бы­ло популярно в монастыре Давид-Гареджа и оно до сих пор является официальной доктриной Армянской православной церкви Грузин­ская Апостольская автокефальная православная церковь придержива­ется общепринятых для православия воззрений. Автокефальный ста­тус, то есть право на самоуправление, она получила в 466 г В 1811 г., когда власть перешла к Московскому патриархату, грузинская церковь потеряла свой статус.

Сталин боролся с религией во всем Советском Союзе, но к 1943 г. он понял что уже почти все уничтожил, и вспомнил о автокефальном ста­тусе грузинской церкви. После Сталина религия в Грузии понемногу начала возрождаться, и с 1988 г. начали открываться некоторые церкви. Но религия никогда не играла важной роли в националистских движе­ниях (как, например. Римская католическая церковь в Польше и Лит­ве) — то ли потому, что она очень иерархична и всегда были бли жа к власти, толи потому, что Патриарх-Католикос. Илия II, имеет отноше­ние к КГБ

Возникает впечатление что православная церковь очень консерватив на, но на самом деле многие монахи считают Патриарха и священников опасно либеральными Например, решение присоединиться к Всемир­ному совету церквей они сочли практически ересью, и в 1997 г. Илия был вынужден вывести свою церковь из состава совета. Несмотря па это, в следующем году он отпраздновав двадцатилетие выбора Папы Римского, который сам посетил Грузию в 1999 г. Православные секты, которые су­ществуют в России и Греции, здесь тоже есть, вот он и-то как раз и под­держивают связи с экстремистами и националистами, такими, как сто­ронники Звиада Гамсахурдиа. Общества фанатиков, в том числе ж ва­ри» («Крест») и Союз святою Давида Строителя многие обвиняли в организации нападений на баптистов, пятидесятников и Свидетелей Ие говы, но Саакашвили прекратил нападения на тех. кто следует нетради­ционной вере. Например, он послал полицейских, чтобы те ворвались в церковь и арестовали священника по обвинению в нападениях на Свиде­телей Иеговы. В Грузии 14 тыс Свидетелей Иеговы, и они подвергаются различной дискриминации, в основном потому, что сами мирные и безо­бидные. Небольшая обшина римских католиков возникла тогда, когда в XVII в. турки преследовали православных верующих, и сейчас католики живут в основном в Месхети.

Выше мы уже говорили, что в Грузии есть разные мусульманские об­щины (в основном эго шииты), а также там уже очень долго живут ев­реи (синагоги есть в Тбилиси, Кутаиси и Батуми). Большинство грузин ских к>рдов — езпды. то есть язычники, а не мусульмане. На самом деле языческие верования распространены по всей стране, особенно в отда­ленных горных районах. В украшениях и отделке часто можно увидеть мотивы древних поклонений богам природы и ритуатов плодородия, языческие обряды тоже сохранились — например, люди привязывают кусочки ткани на ветви деревьев рядом с родниками и источниками. Особенно это распространено в Сванети, и об этом крае я расскажу в восьмой главе.

В Сванети и люди часто умирают еше молодыми, и похоронные риту­алы там необычны. Кладбища в Грузии — огороженные забором участки земли у края полей, и зредка возле деревенской церкви На западе страны могилы бывают очень богато украшенными, часто над ними ставят кры­шу, а рядом — скамейку, так что инона семейное захоронение скорее на­поминает дачу, летний ломик. На Пасху народ холит на кладбища и по­минает предков. Свадьбы в Грузии устраивают очень пышные, обычно их празднуют два-три дня, с шумом и неумеренным ко личеством вина. Ле­том и осенью по субботам (особенно в Тбилиси, на празднике Тбилисо- ба) можно увидеть много веселых шумных людей, которые идут в церковь и обратно. Они кричат, свистят и ездят па машинах еше безумнее, чем обычно. Женщины должны одеваться прилично, когда они идут в цер­ковь, и покрывать головы платками, хотя в Тбилиси это правило не все­гда соблюдается.