Интересен в пьесе образ учителя Аксо

Разместил , 21 Июн.2016 / Нет комментариев

Интересен в пьесе образ учителя Аксо, которого на*, зывают новым не только потому, что он заменил преж¬него учителя, но и потому, что он нарушает традиции старой школы; не бьет детей, не запугивает их, а пыта-. ется заинтересовать ученьем, связать учебный процесс с повседневной жизнью горцев. Он ласков, он и взыскате¬лен. Наглядно показана трудность его положения: в класс входит кто угодно и когда угодно: например, роди¬тели, не желающие отдавать детей в школу. В класс бес¬церемонно заходит и старшина, желая узнать, что за че-. ловек новый учитель; старшина — лихоимец и взяточник;
убедившись, что с учителя он ничего не сдерет, присы¬лает в школу сырые дрова и запрещает жене сторожа помогать учителю в его скудном хозяйстве.
«Вторая половина», или второе действие пьесы, цели¬ком посвящено проведению урока.
В небольшой двухактной пьесе Е. Коцоева сумела показать картину жизни горькой и безрадостной, но пол¬ной надежд на лучшее будущее, стремление народа к об¬разованию, силу его духа. Эта идея проводится через образы детей, которые с глубоким интересом вбирают в себя знания в классе, продуваемом всеми ветрами, хо¬лодном и неприютном. Какой верой в силу просвещения надо было обладать матери, которая в зимнюю стужу, босыми и полуодетыми, в ущерб хозяйству, отправляла своих детей в школу; какой верой в будущее должно вдохновляться сердце учителя, чтобы работать в таких нечеловеческих условиях. И во всех этих образах переда¬ется правда жизни, в которой все именно так и было. Интересен образ школьного сторожа Созо, который при¬нимает живое участие в воспитании детей. Пугая детей строгостью нового учителя, он за глаза бранит учителя за либерализм. Живо и правдиво воссоздана картина первой встречи детей с новым учителем. Несколько ди¬вертисментное впечатление производит чтение’ сказки «Муж и жена», басен, стихотворений — все это замед¬ляет действие, мешает его развитию, но образность ав-торского мышления в какой-то степени компенсирует этот недостаток. Пьеса в целом раскрывает избранную авто¬ром тему в духе традиций Коста Хетагурова, его идей гуманизма и патриотизма, его призыва к просвещению и пробуждению самосознания народа. Аналогичная тема разрабатывалась В. Д. Абаевым в пьесе под заглавием «На пороге новой жизни», но текст ее не сохранился.
Важной теме революционных событий в крестьянской среде Осетии посвятил свою драматическую трилогию
Шамиль Бекмарзаевич Абаев (1878—1940) —
Ш. Б. Абаев начал свою литературную деятельность в 1902 г. В 1907 г. его стихотворения появились в осе¬тинской газете «Ног цард». Теплые, проникновенные сти¬хи, посвященные памяти Коста Хетагурова, Блашка Гурджибекова, говорят о том, как дороги были ему тра-. диции их творчества. Но если Шамиль Абаев был широ¬ко популярен как поэт и общественный деятель , то как драматург он совершенно не был известен. Упомянутая трилогия была обнаружена случайно. В поисках пьес Георгия Малиева я обратилась к профессору В. И. Абае¬ву, зная, что он был близко знаком с Малиевым. Ва¬силий Иванович сообщил мне, что о судьбе пьес Малиева ему ничего не известно, но что у него хранятся с 1936 го¬да рукописи драматических произведений Шамиля Абае¬ва, написанные прекрасным языком. Знакомство с ру¬кописью показало, что прекрасен был не только язык, но и грандиозный замысел пьес. Пьесы, хранившиеся, как три самостоятельные, оказались частями драматической эпопеи-трилогии. Первая ее часть «Бонгинтае» («Иму¬щие») была написана в 1906 г., вторая и третья — под одним общим заголовком «Лаегаехсаердтае» («Отваж¬ные»)— в 1907—1908 гг. Точнее, этот заголовок отно-сится ко второй части, третья часть названия не имеет. По перечню действующих лиц, по нумерации явлений,
ка’ртин и действий ясно, что это самостоятельная пьеса, завершающая стройную драматическую архитектонику, объединенную единством замысла и действующих лиц.
Поскольку пьесы ставились только на любительской сцене и никогда не публиковались, позволим себе ос¬тановиться на них подробнее.
В пьесе «Имущие» лавочник Хадзимет опутал вексе¬лями бедняка Дабе. Желая заплатить долг, а заодно по¬лучить коня и Георгиевский крест, Дабе едет доброволь¬цем на русско-японскую войну, как и многие другие бед¬няки. Учитель Батырбек старается растолковать им, что враги, против которых нужно воевать здесь — это Дигис и Хадзымет, но они все-таки едут, оставляя семьи в ни¬щете и болезнях. В противовес этой картине показана картина сытой жизни Хадзимета, который решил при¬брать к рукам все село, подделав вексель и на все иму¬щество Дабе. Его поддерживают старшина Дигис, свя-щенник Алихан и др.
Пользуясь тяжелым положением семьи Дабе, стар¬шина Дигис приходит к жене Дабе, будто бы желая по- I мочь, и совершает насилие. Даухан в отчаянии: заболев, умерли оба сына, а Хадзимет требует немедленной упла¬ты долга и тоже посягает на ее честь. Не добившись своего, он уходит с угрозами. Даухан остается совер¬шенно одна. Стражники сообщают, что дом ее продан за долта и в течение двух дней она должна его покинуть.
, Она кончает жизнь самоубийством.

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика