Яндекс.Метрика

Культура Грузии

Разместил , 5 Май.2015 / Нет комментариев

НУЛЬТУ^А

Любители архитектуры, напорное, уже знают о прекрасных грузинских церквях. В них объединяются простые и удивительно сложные формы, выверенные пропорции всегда гармонируют с природой вокруг. Самые \ древние церкви в стране это базилики IV—VI ив., которые произошли от римских и византийских зданий, ко г; la их традиции пришли туда через Сирию и Малую Азию Это довольно длинные и прямые строения с по лукруглыми апсидами на востоке (дли алтаря и богослужений) В Грузии таких церквей два вида: сначала появились базилики без трансептов, с тремя нефами и обычным потолком, а потом, с VI в., начали строить ти­пично грузинские строения — трехпефные базилики с продольными сте­нами и дверями, без сводов и, опять же, без трансептов. Болнисский Си­он (Болниси Спони) — единственная сохранившаяся церковь первого ви­да, еегь еще более поздние примеры, уже немного искаженные, в Урбписи и Анчишкатп.

Церкви с одним сводом появились в совсем древние времена, на вос­токе Грузии в III—IV тысячелетии то н.з. люди строили похожие дома.

С VI в. начали строить крестообразные церкви с куполом над центром креста. В крестообразной церкви службы проводились в самой середи­не, под куполом, который символизировал небесную сферу Таких хра­мов также было дни вида: сначала у них была иолукр\ i лая апсида на вос­токе и площадка с другой стороны (как в Самцевриси), а потом появи­лись четырехапеидные церкви, с апсидами по всем сторонам креста.

К VII в, зта форма стала самой распространенной, и церковь Джвари в Мпхсте с небольшими помещениями в углах креста стала образцом для многих других — таких, как Атени Сиони, Дзвели-Шуамта, храмы в Март вили и Драпде Расцвет архитектуры прекратился во шорой поло­вине VII в., когда в Грузию вторглись арабские завоеватели. Но в XI и XII вв. началось грузинское Возрождение, и тогда появились новые ше-

девры, крупные церкви Светицховели (Мпхета), Баграти (Кутаиси) и Атаверди. Внутреннее пространство в этих храмах кажется удивительно большим, а снаружи они вьплядят аккуратными благодаря точным про­порциям

Многие церкви украшены росписями, фресками, которые пришли из Византии До середины IX в. на росписях не изображали людей Во вре­мена иконоборчества (726—843 гг.) уничтожили все религиозное искусст­во, кроме изображений креста, птиц и символических растительных ор­наментов. Но затем в Византии начался Золотой век, там стали строить крестово-купольные церкви и украшать их яркими мозаиками и чудны­ми фресками. Появилась единая композиция оформления церкви — под главным куполом обязательно должен был быть Господь Вседержитель (Христос), в апсиде над алтарем — Богоматерь, л по всем стенам — эпизо­ды из жития Христа и всех святых.

В греческой традиции религиозного искусства фигуры людей были строгими и без всяких эмоций, они смотрели со спокойным достоин­ством и я&дяли собой застывшее великолепие. Но Грузия переняла многое не только у греков, туда также проникли более свободные и яркие традиции из Антиохии и Александрии — там фигуры людей изображались естественно, со всеми эмоциями и выражениями лиц. В Грузии совсем немного древних мозаик, но фрески достигли рас­цвета в XI в , и этот расцвет продолжался до середины XIII в. Самые прекрасные росписи можно увидеть на стенах таких церквей, как Ате ни Сиони, Кинцвиси, Тимотесубани и Убиен, а также в пещерных монастырях Бергубани, Удабно (Давид-Гареджа), в Вардзин и Сване- тн. Стоит взглянуть и на церкви в таких местах, как Некреси, Земо Кричи и Гелати.

Иконы в Грузии делали трех видов: из серебра, на деревянных досках, и в сочетании (из дерева с серебром). Серебряную поверхность иконы обычно покрывали позолотой. Иконы изображали Христа, Богородицу и свя гых в том же стиле, что и фрески. Грузинское искусство работы по ме­таллу просто поразительно (об этом стоит рассказать подробнее, когда речь пойдет о музеях Тбилиси).

Во времена Четвертого крестового похода Константинополь пат, а в Грузию вскоре после этого пришли монголы — так закончился расцвет грузинского религиозного искусства. Однако в светском искусстве под влиянием персов все только началось, грузины стати делать чудесные ве­щи (например, манускрипты с цветными рисунками).

Самый известный грузинский художник — Пиросмани, и это, может быть, не очень хорошо Его интересные работы в наивном стиле прак­тически не дают туристам познакомиться с другими одаренными ху- дожниками-грузинами. Многие из них в 1920-х — 1930-х гг. работали в Париже, и в то время были весьма известны. Одна и з самых знаменитых художниц того времени — Елена Ахвледиани (1901-1975), она родилась в Телави. Ее мггть была из богатой семьи, а отеп — обычным врачом, но они смогли отправить дочь учиться в Тбилисскую гимназию в 1911 г. А затем Елена Ахвледиани поступила в Тбилисскую академию худо­жеств. Как стипендиат, она два года провела в Италии и три года в Париже. D 1927 г. Ахвледиани вернулась в Грузию и стала рабскиъ у Котэ Марджанишвили театральным оформителем. Творческая жизнь художницы была разнообразной, но успешной, и в 1960 г. она получила звание народного художника Грузии, а в 1971 i. — премию имени Руста­вели. Она работала в разных стилях, но никогда не обращалась к чему-то вызывающему. Наоборот, Ахвледиани — одна из самых романтичных [рузинских художниц, она писала много пейзажей из традиционной сельской жизни. Также она работала над оформлением фильмов и дела­ла книжные иллюстрации — в том числе к Лонгфелло, Марку Твену и не­скольким детским сказкам.

Давид Какабадзе родился в 1889 г. в крестьянской семье, неподалеку от Кутаиси До 1918 г. он учился в Санкт-Петербурге на физико-математи­ческом факультете, но потом решил бросить точную науку и стать худож­ником. В 1920 г. он уехал учиться в Париж, а в 1927 г. вернулся в Грузию и жил там до самой своей смерти в 1952 г.

Ладо Гудиашвили родился в Тбилиси в 1896 г. и жил с 1920 по 1925 г. в Париже, а потом, до 1980 г (опять же, до конца жизни), в Тбилиси. В ста­линский период он немного затронул партийную тему (хогя у людей па его портретах почему-то не было ушей), но также рисовал умную, иро­ничную графику для себя.

Нико Пиросмани (Пиросманишвили) родился в 1862 г., остался си­ротой и переехал в Тбилиси. Он был художником-самоучкой, рисовал вывески и мгновенные портреты, чтобы заработат ь себе на еду. В 1912 г. из Москвы приехали на отдых трое художников и «открыли» Пиросма­ни. Но, несмотря на новые гонорары, стиль жизни он не сменил. В 1918 г. художника нашли в его каморке без сознания и отправили в больницу для бедняков, где он и умер. Сохранилось всего 200 из при­мерно 2000 его картин, некоторые можно найти в Интернете, на сайгах по искусству. Есть сайт, где продают грузинское искусство: www.geor- gian-art.com

Современное искусство в Грузии пот рясающе разнообразно. Мне осо­бенно нравятся работы художников Гож Лазаришвили и Ираклия Су-

тидзе.

Народное искусство в Грузии тоже славится своими давними тради­циями Особенно интересны монументальная скульптура и мозаика, хотя часто считается, что это искусство окончатсяьно испортила комму­нистическая идеология (в стране сейчас почти не сохранилось бюстов Сталина, их мало где можно увидеть). Самый известный грузинский скульптор — Элгуджа Амашукели. Ею работы отличаются стилизован­ной монументальностью, это крупные мускулистые фигуры. В Тбилиси можно увидеть скульптуру «Мать Грузии» (1958—1963). памятники Вах­тангу Горгасали (1967) и Пиросмани (1975), а в Кутаиси — памятник ца­рю Давилу Строителю (1995). Современник Амашукели Мераб Мера- бишвили создал памятники Грибоедову (1У61) в Тбилиси и Ираклию II в Телави. Их возможный преемник — Мераб Бердзенишвили, который создал скульптуры поэтов Галактиона Табндзе и Давида Гурам иш вил и на проспекте Чавчавадзс (1966), памятники Палиашвили возле Оперно­го театра (1973) и царю Давиду Строителю у отеля «Иверия» (все в Тби­лиси). В Москве невозможно не заметить «ужасных творений» Зураба

Церетели. Церетели делает разный китч — персонажей русских сказок и не только. Одна из последних его работ — огромная стометровая статуя Колумба, которая должна была стоять б Пуэрто-Рико и напоминать об «открытии» Америки в 1492 г. Но когда заказчики увидели, что сделал Церетели, они аннулировали сделку. Дервла Мерфи сказала, что это: «монументальный кигч .. хаотическое нагромождение кораблей, пару­сов и снастей, которое угрожающе нависает над рекой и 1елаег все зда­ния поблизости крошечными на вил». В окрестностях Тбилиси у Цере­тели есть дом на холмах, с красивым необычным садом (его можно уви- ють слева от тороги на Манглиси. вскоре посте тою, как проетете кладбище Ваке). Но работ скульптора в столице Грузии немного — фа­сад изрнпльского посольства с психоделической мо змикой (1977), фасад вокзала Ортачалп (1973) и статуя Святого Георгия со змеем, которая сей­час стоит на площади Свободы.

В Грузии ес*ь свой оригинальный театр, который считают нацио­нальным юстояиием. Такие великие режиссеры, как Роберт Стуруа (который является художественным руководителем тбилисского те­атра им. Руставели) ставят как зарубежные классические пьесы, так и грузинские. Особенно ip> зпны любят Шекснпра, они считают, что «Ричард 111» — самое лучшее ею произведение (довольно странная точка зрения), и успешно выступают со своими постановками во всем мире («это потрясающе, но это не Шекспир», — сказал Эдриан Нобл, трсктор Королевского шекспировского театра). Удивитель­но то, как часто цитируют Шекспира грузинские журналисты в сво­их статьях.

В 1997 г. был основан Грузинский Международный ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ К его открытию провели громкую рекламную кампанию, и эго событие не осталось незамеченным — приехали известные зарубеж­ные актеры, возникло мною проектов, из которых, к сожалению, ничего не вышло. Фестиваль 1998 г. из-за проблем с финансированием был ме­нее масштабным Но вообще на зги фестивали стоит посмотреть — они проходят каждый гол. примерно в сентябре. Основная плота тка — тби­лисским Театр им. Марджанишвили.

Грузинский национальный пале г хорошо известен за границей, он на весь мир славится зрелищностью и яркостью, незабываемыми танцами с саблями и метанием ножей. Государственным балетом Грузни сейчас ру­ководит Нина Ананиашвили, бывшая прима-балерина Большого театра. Балет в Грузии определенно переживает возрождение — балеi и Джорджа Баланчина (Георгия Баланчивадзе), конечно же, много значат для гру­зинских танцоров и любителей балета.

Когда-то в Грузии также была очень успешная индустрия кипи. Ос­новные студии компании <■ Грузия-фильм» находились в Дигоми, не­подалеку от Тбилиси Сандро Ахмегнл с 1928 но 1935 г. работал в Те­атре им. Руставели, а потом стал снимать фильмы и добился такого успеха, что в его честь потом назвали станцию метро. Котз Мартжа- иишвили тоже работал в Театре им. Руставели, и и его честь названа главная площадь на левом берегу Мткварн. Обоих выдающихся ху­дожников застрелили при сталинском терроре. Сергей Параджанов родился в Тбилиси, в армянской семье, и всю жизнь прожит в Кие-
вс, до самой своей смерти в 1990 г. Он снимал фильмы на грузинские темы и в узнаваемом стилс (например, «Легенда о Сурамской крепос­ти»), но никто не считал его грузинским режиссером. Миша Чиауре- ли, близкий ipyr и любимый режиссер Сталина, снимал историчес­кие и пропагандистские фильмы, а его дочь Софико Чиаурели сня­лась у Параджанова в знаменитом фильме « Цвет граната». Удачный фильм-биография «Пиросмани» — работа Эльдара Шснгелая. сына режиссера Николоза Шснгелая и актрисы Наго Вачнадзе (в честь нее назвьна грузинская награда «Нато», местный аналог «Оскара») Са­мый известный из современных грузинских фильмов — «Покаяние» («Монаниеба», 1986) Тенгиз Абуладзе, картина о диктаторе, кото­рый представляет собой сочетание Сталина и Берии. Это! фильм по­лучил шесть наград. Темур Баблуани в 1991 г, снял фильм «Солнце не­спящих» и по пучил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофес­тивале. Режиссер Нана Джорджадзе в 1996 г удостоилась номинации на премию «Оскар» со своим фильмом «Тысяча и один рецепт влюб­ленного кулинара».

Оараневцелон КУЛЬТУРА

Индустрия кино в Грузии, конечно, развалилась, но многие хорошие режиссеры грузинскою происхождения продолжают работать за рубе­жом (особенно по Франции). Известны такие имена, как Нана Джорд­жадзе, Отар Иоселиани, Михаил Кобахидзс, Дито Цинцадзе и Ираклий Квирнкадзе, Из актеров известны Дато Бахталие, Нуца Кухианидзе и Мераб Нинидзе.

Самое известное классическое произведение крузинской литерату­ры — «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, который но одной из легенд был хранителем сокровищ царицы Тамары. Писатель Фицрой Маклин сказал, что это «прекрасная аллегорическая поэма, широкий взгляд на культуру, гармоничное сочетание философии неоплатонис- тов и восточной романтики». Поэма предвещала литературу европей­ского Возрождения, воспевающую утонченную (платоническую) лю­бовь. На русский язык поэму перевел поэг-симвочист Константин Бальмон г.

В XIX в в Грузии появилось прекрасное общество романтических поэтов во главе с Александром Чавчавадзе (1786-1846. он общался с Пушкиным и Грибоедовым, который ногом женился на ею дочери). Были в то время и другие известные поэты — Николоi Бараташвили (1817-1845) и Акакии Церетели (1840-1915). которого не надо путать с радикальным журналистом Георгием Церегели (1842—1900). Самый из­вестный из грузинских поэтов XX в. — Галактион Табидзе (1892—1959), о его самоубийстве народ сожалеет до сих пор. Его двоюродный брат, менее известный поэт Тиниан Табидзе, родился в 1895 г. и был расстре­лян в 1937 г. (он близко дружил с Борисом Пастернаком, который пе­реводил на английский язык его стихи). Пастернак очень любил Гру- шю, может быть, это и спасло его от репрессий — множество переводов грузинских стихов он сделал именно в квартире Табидзе, на улице Гри­боедова в Тбилиси. Сейчас в России очень популярны детективы Гри­гория Чхартишвили (он пишет под псевдонимом Борис Акунин). В своих книгах об Эрасте Фан шрине Акунин воссоздает удивительную атмосферу XIX в.