Яндекс.Метрика

МУЗЕИ Грузии

Разместил , 5 Сен.2015 / Нет комментариев

МУЗЕИ

Национальный нузеи (Руставели, ?; *\ 997176ft 99S022, входная плата 3 ларц включает посещение Сокровищницы, но нам также придется зачмипить 10 лари т гида, который требуется для безопасности; часы работы 11:00—16:00, кроме понедельника). В jtom музее хранится потрясающая коллекция ‘золотых и серебряных изделий, в основном еше дохристиан­ских времен, а также в нем размешены этнографические выставки. Если греки предпочитали в качестве декоративного элемента филигрань, а персы — инкрустацию, го грузины остановили свой выбор на зернении (цваре), при котором узор создается крошечными выпуклостями. Кроме loro, они вплавляли в свои украшения иат^рагоценные камни, такие как сердолик (его находят по всей Грузии),

Сокровищница состоит из 25 выставочных витрин, размешенных в трех залах; первые 16 теперь снабжены подписями на английском, но здесь все равно приведены пояснения. За 30 лари можно приобрести DVD на русском, английском, французском или немецком языке.

В первой витрине выставлены очень тонкой работы золотые изделия из Кахети, изготовленные в начале бронзового века. Крохотный юло- той лев с замысловато переплетенной гривой, датированный 2600— 2300 in до н.э., является одним из самых запоминающихся экспонатов всей коллекции. Во второй витрине находятся несколько более поздние драгоценности изТриалети, в числе которых царский скипетр, серебря­ный кубок с выгравированными сценами религиозного ритуала и охо­ты, а также золотая чаша примерно 1800 г. то н.э., инкрустированная трагоценными камнями. В третьей витрине представлены изделия из Вани изготовленные в V в. до н.э., среди которых великолепная диаде­ма, серьги и ожерелья, на одно из которых подвешена 31 крохотная че­репашка (символ юдголетия), а на других — свастики. Четвертая витри­на похожа на предыдущую, в пей выставлены ожерелья и браслеты с очень тонким зернением, а также эмалированный кулон, самый древ­ний в Грузии. Пятая внгрина заставлена изделиями тою же периода из Рачи и Вани: диадемами, браслетами, кольцами с печатками и монета­ми, сделанными по образцу греческих и римских. В шестой витрине на­ходятся украшения из Иверии, также датируемые начиная с V в. до н.э., среди которых серебряные чаши и серьги, а также золотые застежки и кольца в виде овечьих голов. В седьмой вн грине схожая подборка, а так­же пара прекрасных золотых подвесок в виде лошадей в упряжи тою ти­па, коюрый был распространен только в Грузии, и ожерелье из ля1ушек (с и м в о л и з и р у ю щ и х пл од о ро д и е).

В восьмой витрине представлен уже II в. н.э., а также малая чисть [Охотскою сокровища в эллинистическом стиле, к примеру, золотое с сердоликом кольцо-печатка Аспарухя и ножны для золотого кинжала для жертвоприношений В девятой витрине размещены украшения из мцхет- cKoii мошлы парицы, датируемые тем же веком, и среди них диадема из юлота и гранатов, золотое с аметистами кольцо с изображением смерти Дктеона. золоюе е гранатами и бирюзой ожерелье, а также очень слож­ные, с горельефным узором серебряные чаши из Греции В десятой вит­рине выставлено несколько находок из могилы дочери той же царицы, которая умерла в возрасте 21 гола ближе к концу II в. Среди них — колье с аметистовой подвеской в виде овечьей головы, в которую ппрааиены два молочных зуба девушки, а также флаконы для духов из агата.

К началу III в. зернение начало уступать место инкрустации, и из зо­лота стали телать в основном оправы для драгоценных камней. В один­надцатой витрине представлена подборка серебряных чаш и золотых ук­рашений III в. из Багинети, п среди них два таинственных предмета, ко торые могли быть металлическими накладками для ножек стола или стула, какпм-ro образом изготовленных из цельного, неразрезанного слитка серебра. В двенадцатой витрине выстаачены дубовые листья, сим­волизирующие власть правителя, из царской погребальной короны. В финадцатоп витрине выставлено больше золотых дубовых листьев, а также кольпа браслеты, монеты и вырезанные из единого куска агага морская нимфа с дельфином, изготовленные в начале IV в. в Картли В четырнадцатой витрине размещены листья, серьги и чаши, а также браслеты из агата и граната, датируемые первой половиной IV в.

В пятнадцатой витрине, которая находится в следующем зале, вы­ставлены огромная брошь из агага и золота, пряжки с большими сердо­ликовыми вставками и золотой дом с музыкантами и сидящими на кры­ше птицами из Сванетии. В шестнадцати витрине представлены сере­бряные кувшинчики и необычные инкрустированные золотые ожерелья, а также первые среди грузинских украшений золотые распя­тия. В семнадцатой витрине вы найдете подтверждение тому, что Грузия издавна являлась оживленным торговым перекрестком’ здесь выставле­ны персидские, греческие, римские и византийские монеты, начиная с самых первых дней появления чеканки. В восемнадцатой витрине мож­но увидеть изделия XI и XII вв., включая изображение святого Георгия и крест святого Георгия. В девятнадцатой витрине представлена икона архангела Гавриила XIII в., роспись которой выполнена в классическом греческом стиле. И девятнадцатой витрине XII и XIII в., время расцвета национальной грузинской культуры, представ1ены серебряным кувши­ном и впечатляющим золотым рельефом, изображающим Богп-Оша, Марию и Иоанна Крестителя, — оба экспоната с надписями на грузин­ском языке.

В 21-й витрине хранятся серебряная чаша Александра I XV в. и сере­бряный кувшин XII в. с понятными современным грузинам надписями, которые рассказывают о том, что кувшин был поднесен их древнему правителю как дань уважения. В 22-й витрине находятся предметы, пе­реданные Церкви в надежде ни божественную или земную помощь. Экспонаты времен позднего Средневековья, размешенные в 23-й вит­

 

рине, демонстрируют влияние Персии (с примесью арабского и мон­гольскою стиля) В витринах 24 й и 25-й выложены монеты, на пер­вой — в восточном, а на второй в западном стиле, в том числе с надпи­сями на французском, немецком и русском, а также монеты Закавказ ской республики 1918-1920 гг.

На первом этаже находится зал с коврами (иранскими, азербайджан­скими туркменскими и афганскими), а также маленький зал с еовремен ной экспозицией (спонсируемой British Petroleum), в которую входит и фильм, самых ранних останков ископаемого человека, найденных за пре­делами Африки (в Дмаписи). Среди экспонатов — череп беззубою стари­ка, которому удалось прожить юлы после потери зубов, что позволяет предположить заботу о старших, а значит, способность к состраданию и существование социальной структуры.

Экспозиция на втором этаже охватывает историю с 1801 по 1921 г. и включает в себя мечи, принадлежавшие Ираклию II и Наполеону, а так­же другое оружие, которое использовалось в войне с Персией н Турцией Здесь же, в футляре с пулевым отверстием, оставшимся после граждан­ской войны 1991 — 1992 гг., находится грузинская копия Георгиевского трактата (1783). Следующий зал посвяшен сельскому хозяйству, ремеслам и промышленности, с самыми различными экспонатами, начиная с сосу до в для вина и заканчивая топливным насосом с нефтезавода Ротшильда в Батуми Новый Музеи советской оккупанту посвящен периоду с 1921 по 1991 г. В первом зале представлены фильм и кинохроника (только на грузинском), а после него посетителям предстоит тревожный путь по длинной ковровой дорожке до письменного стола сталинской эпохи, за которым могла решиться судьба каждого человека Здесь представлены снимки, документы и веши эпохи жестокого советского правления, за время которого 80 тыс. грузин были расстреляны, 400 тыс. депортирова­ны, а еще 400 тыс. убиты в Великой пафиотической войне. Здесь назва­ны выдающиеся музыканты, художники и поэты, ставшие жертвами ста­линского террора.

Этажом выше находятся этнографические экспозиции. В первом зале размешено оружие, предметы домашней утвари, драгоценные украше­ния, керамические изделия и музыкальные инструмент, начиная с пер­вой половины XIX в. Во втором зале выставлены т кани, в том числе и об­разцы использовавшихся естественных красителей, а также реконструи­рованный крестьянский дом и дом грузинского аристократа. В третьем зале находится винный пресс, установленный в дубовом чане, своего ро­да борона, которой отделяли внешнюю обертку от кукурузных початков, и огромный мельничный пресс для отжима семечек подсолнечника.

Музей искусства (Гудиашвили, 1; Л 996635, 999909; входная mama 1,50 лари, тюс 3лари ia Сокровищницу’, иное 1Олири за необходимого гида (чтобы най­ти его, пройдите в комнату направо $а касеой); часы работы 11:00—16:00, кроме понедегьника). Своей Сокровищницей золотых и серебряных изде ­лий и перегородчатых эмалей христианской эпохи Музей искусства, если это возможно, восхищает еще больше, чем собрание Национального му­зея. Также здесь собрана живопись Западной Европы, России и Грузии, начиная с эпохи Возрождения.

Пройдя мимо копии фресок из Бегании и Кинцвиси, вы окажетесь у начала осмотра, в Сокровищнице. Неудивительно, что большинство экс­понатов в ней это иконы в прекрасных золотых рамах, и на многих из них святой Георгий, который часто изображен пронзающим копьем не дракона или демона, а римского императора Диоклетиана, что символи­зирует победу христианства над язычеством. Также святого Георгия изоб­ражают пытаемым на колесе. Православная церковь запрещала создавать объемные скульптуры святых, однако разрешала репьеф. Производство обжиговых эмалей, дтя которых краску смешивали с воском, стало с VI в. одной из местных специальностей и достигло полного расцвета в период с X по XI1 в. Техника обжига этих эмалей, т огда плавилась только краска, но не золотая рамка, была утеряна в XV в

Среди множества выдающихся экспонатов в коллекции в первую оче­редь стот назвать чашу из Бедии (Абхазия), изготовленную в 999 г., с изящным рельефом Христа, Богоро |ицы и апостолов, а также тондо XI в из Гелати — круглую серебряную пластину с горельефным изображением св Мамая верхом на льве Нагрудный крест царицы Тамары обладает для многих грузин почти мистическим значением, поскольку является <ри- мым наследием одной из величайших правительниц их страны. Он был изготовлен в конце XII в., в золотую основу вправлены изумруды, руби­ны и жемчужины, а в XIII в. к нему был добавлен старотех, или кремле ние. Икона из Анчи была эмалирована в VI в , а в XVII в. ее перевезли в церковь Анчисхати в Тбилиси. Во второй половине XII в по просьбе Та­мары для иконы сделали обрамление в виде вьющегося винограда, при­чем узор ни разу не повторяется. Боковины были добавлены к раме уже в XIV в., существенно позже окончания грузинского Возрождения, но они тем не менее представляют собой достойный образен ремесленного ис­кусства, а вот херувим в верхней части изготовлен уже в XIX в.

У Хахульского триптиха похожая история: голова Христа написана вос­ковыми красками в VI в., а в X в. к ней добавили Богородицу (это самый большой образчик перегородчатой >мали в мире). Затем, в первой полови­не XII в., после того, как ее перевезли из Хахули в Гелати, икону вместе со 115 медальонами перегородчатой эмали, изготовленными в VIII—XI вв., за­ключили в золотую раму (с золочеными серебряными боковинами) В 1859 г русский наместник в Имерети, Левашов, изъял большую часть зо­лота и украшений, после чего воссшновить удалось лишь лицо и руки Бо- горотипы. Икона Мартвильской Богородицы, датируемая первой полови­ной ХИ в., выполнена и з золота с миленькими змалями евангелистов по уг­лам, а в центре правой стороны расположен медальон святою Петра IX б. — старейшая из известных византийских эмалей. Изготовленный в XV в. крест из Гориджвлри составляет 2 м в высоту и украшен 16 серебряными пластинами с рельефными изображениями святого Георгия.

Начиная с XII в., работа по металлу в Грузии отчасти утратита свою ис­кусность, хотя с XV в вновь начинают появляться достойные изделия С XVI в. в иконах Восточной Грузии становится заметно влияние Пер­сии — вместо виноградных лоз появляются цветочные мотивы.

К XVIII в. акпент переместился на светские украшения; в музее вы­ставлены украшения Екатерины Дадиани, дочери Александра Чаичавлд- зе. а также драгоценности других аристократических семейств, включая

 

т

 

трсхлифоныил’о/уцн, или рог для питья, кувшины для пина ка!/:,ара с раз­двоенным носиком, чтобы во шикал бупькаюшпи щук, серебряные сой­ки для yui>i, серебряные скобы Давида IV (XI в.), очки Ираклия ]| (XVIII в.), царская стекпяннаы печать, дорожная чернильница и итальян­ский мраморный столик XVIII в. Среди оружия можно уьи ють шит Ви­тт ига VI (XVIII в.) и саблю внука Тамары (X111 п.).

Отсюда можно спуститься вниз, к коллекции иранского искусства в подвальном этаже (включает миниатюры и ковры XVI—XIX вв.), или под­няться наверх, к собранию грузинской и западной живописи. Здесь мно­жество хороших экспонатов, однако расположены они несколько беспо­рядочно. Большинство из работXVIII в. в чем-то наиины по стилю, нов произведениях XIX в. отчетливо заметно влияние французского искусст­ва, а также, ад некоторой степени, восточных мотивов.

Самые ранние pa6oibi — это иконы XVI в. из Москвы и Ярославтя, за которыми следует итальянский портрет сенатора и5 семейства Сонтари- ни XVII в. и фламандские и немецкие портреты XVIII в. Здесь присутст­вует портрет благородной ламы Винтерхальтера (1855; и дна абстрактных полотна Канпинского. Из русских жинописцев здесь предстанчены рабо ты С.Ф. Щедрина (1791-1830), ИХ. Репина (1844-1930), В.А. Серова (1865-1911) и 3 Серебрякова (1884—1967).   *

Здесь есть несколько весьма интересных грузинских полотен XX в.: сначала идут написанные сильными, густыми мазками работы модернн- стов, а затем более легкие по исполнению картины Кикодзе Джо к ил к и других близких к де катан су художников 1920-х гг. Далее следует пять по­логой Давида КакаОадзе, заметно различающихся по стилю. Особое вни­мание обращает на себя его абстрактный «Декоративный пейзаж», кото рый можно заслуженно назвать шедевром. Выставлены пять работ Елены Ахвледиани (причудливая смесь мрачности и идеализма;, семь полотен Ладо Гудиашвили, семь захватывающих символических работ Шалвы Кикодзе и еше семь — Мосе Тоидзе.

Затем идут два зала наивных, напоминающих по стилю Руссо, полотен Иико Пиросмани, ца которых изображены празднующие, танцующие, поющие и пыошие гру зины. Еше тва зала с работами менее именитых гру­зинских художников страдают, к сожалению, от жары и влажности, из-за которых краскц бледнеют, тускнеют и осыпаются при прикосновении.

За следующей дверыо находится «архитектурная галерея», го есть скудно снабженное подписями собрание мозаик и копий с фресок, дати­руемых начиная с V в., а также фотографий и моделей церквей.

Музеи истории Тбилиси (ИЛИ Карвасла) (Находится в караван-сарае на Сиони, S; Л 725126, 721706; вхооная mama 3 лари, часы работы 11:00-16:00, кроме поне­дельника). Здесь вы можете посетить ряд интересных жепозшши. начиная с выставки керамики из Авлабари чревное гь.о 4,5 тысячи лет, продолжая ма­нускриптами X в. и заканчивая фотографиями Тбилиси XIX в. и выцвнши- ми моделями томов с балконами и церквей старого Тбилиси. Основная мас­са текста только на фузи иском. однако подписи есть также на русском и на английском. Верхний этаж (предположительно посвященный истории ком­мунизма в Тбилиси) сейчас состоит из временных выставок, к ‘бинстов и пу­стых «лов. равно клк и пропахший сыростью цокольный лаж.

щузеи грузинской народной архитектуры и повседневной жизни (также известен

как Этнографический Mj зсй) (Пир* Веке, 230960, входная mama Злари (0.50. iapu для грузин), плюс 10лари т гида, без которого здесь вполне мож­но обойтись; часы работы 1100—16 00, кро т понедельника) Дома пониже, те, что ближе к выходу, обставлены мебелью и открыты, тогда к„к теми домами, что идут дальше, лучше любоваться с безопасного расстояния. Вы увидите три типа крыш: соломенную, как в Западной Грузии, красную черепичную и крытую кровельной плиткой

Направившись налево (по часовоч стрелке), вы первым делом уви­дите большой пом огкрытои планировки из Аоачи в Мингрелии. обо­рудованный спальным помостом, затем усадьбу, также из Мингрелии, с привлекательной деревянной обшивкой вокруг бухари, или трубы. Дом XVI11 в. из Имерети построен из бревен на каменном фундаменте, ин юже открытой планировки, что позволяет увидеть центральную груоу Выше дома из Ланхути (Гурия), на веранде которого стоят искус­но сделанные ходунки для младенца, находится до сих пор работающая кузница Кориткип путь нэдад проходит мимо еше одною дома из Име­рети, снабженного традиционным грузинским марани, или винным храни ппдем. Как вариант, можно подняться на холм к придорожному ресторану неподалеку от больших и внушительных домов из Аджлры и стоящей на вершине оборонительной башни из Сванеги. Спускаясь обратно по склону, вы минуете дом из Телнани (недалеко от Каспи). а сразу поспе него — рафушеннь и собор Сиони VI в. и ряд мигил (одна из них, с надписью на старо-фузи не ком, закрыта стеклянным колпа­ком). Далее стоит каменное здание и^ Кахети, наполовину врытое в склон холма.

В кузнице вы можете увидеть за рабоюи Ивана Тогонидзе, который куег поразительные металлические скульптуры, или Гиа Ахвледиани (внучатою племянника знаменитой Елены Ахвледиани), продающего свои гравюры по дереву и наброски в доме чуть ниже Во время осмот ра вы заметите также массу других интересных исшей, в том числе старые мушкеты, деревянные koith для защиты пачьцев при косьбе и люльки с отходящей oi них к гыкье-юрлянке трубкой Д1я отводя мочи.

В реставрированном даме из Рачи есть хороший ресторан «Рачи Уба- ни», который работает сезонно.

ДРУГИЕ МУЗЕИ. В Государственной академии изобразительных искусств

{Храм Славы; Руставели, 11; часы работы /1:00—15:00, кроме понедельни­ка) время от времени приходят выставки живописи. Рядом с ней нахо­дится Государственный литературный музей (Чанпприя (бывшая Джорд- жиашвши), 8; часы работы 10:00—17:00, кроме понедельника), вновь от­крывшийся в 1999 г., но здесь проводятся лишь временные выставки на верхнем этаже, югта как нижний этаж сейчас занимает частная картин­ная галерея.

ДОМА-МУЗЕИ. Лучший из всех домов-музеев Тбилиси — это дом Елены Ахвледиани (1901 — 1975) (Киачеш. 12, один лестничный пролет и напра­во, дверь с пюкатами), но в настоящее время он закрыт из-за недостат­ка средств. Если удастся попасть внутрь, вы увидите комнату с oi ром-

 

ной деревянной колонной но центру, которая сделана на манер кресть­янских домов, равно как и миленькие деревянные антресоли и висящие по стенам коврики. Каргины Ахвледиани развешены по всем стенам кроме них вы можете увидеть обрашы ее эскизов для театра и кино и книжные иллюстрации, а также фотографии и памятные подарки Хо­тя она была и не самой смелой in художников, но работала в самых раз­ных жанрах а особую любовь заслужили ее теплые зарисовки из по­вседневной жизни.

В Тбилиси есть еше два дома-музея других художников, но оба они заня­ты явственно эксцентричными дамами, которые весьма неохотно прими мают посетителей без предварительной заявки. Лучшим выходом будет по­просить сотрудника Музея искусств ити Лома Ахвледиани позвонить и до­говориться о вашем визите. Один — это том Дави га Какабадзе (’’* 934372; Какабадзе, Па, сразу за площадью Руставели). чыо студию описывали как «роскопшую комнату, полную не только полотен, но и рогов для вина, кин­жалов, ножен, керамики, старинных грузинских украшений и металличес­ких изделий и персидских кувшинов с прекрасной гравировкой».

А ‘фугой — дом невероятного Ладо Гудиашвили (Гудиаитыи. II. сразу за церковью Кашветы). Здесь хранится пара набросков его друга Модильяни и портрет Мотильяни работы самого Гул наш пил и. Музей был заново отре­монтирован и вновь открыт в 2007 г. Взгляните также на статую Гудиашви- лп в примыкающей (юго-восточной) части Александровского парка.