Музыка Грузии

Разместил , 5 Окт.2015 / Нет комментариев

ГРУЗИНСКАЯ МУЗЫКА. В Грузии есть чудесная и своеобразная традиция хоровою многоголосного пения, которая появилась там на несколько столетий раньше, чем в Западной Европе. Инструментальная и танце­вальная музыка в Грузии тоже есть, но гго уже 01ветвления от старин­ной вокальной традиции Существует несколько жанров народных пе­сен: женщины исстари пели колыбельные и целительские песни, а мужчины, но обычаю выпивая немало вина, распевали песни о войне и славных победах. Некоторые праздничные песни пели мужчины и женщины вместе.

Игорь Стравинский сказал, что многоголосое грузинское пение «важнее, чем всс новые музыкальные открытия». Это подтвердилось в 2001 г., когда грузинские песни вошли в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. При Тбилисскои Госу­дарственной консерватории был основан Исследовательский центр по изучению традиционного грузинскою многоголосия У центра есть свой сайт (www.polyphony.ge), там можно многое узнать о грузин­ских песнях.

Грузинское пение совершенно ни на что не похоже, там даже ноты свои. Поначалу эта традиция ставила в тупик музыковедов XIX в., кото­рые пытались переложить грузинские народные песни и церковные пес­нопения на западные ноты. Грузинская народная музыка тональна и час­то нарушает все наши предстаачения о «мажоре» и «миноре». Ее опреде­ляет скорее диссонанс и гармоничные переходы. Так получается яркий, звучный поток голосов, которые сходятся и расходятся, иногда противо­речат друг другу, повторяются, но всегда возвращаются к плавной гармо­нии. В западной музыке параллельные квинты и октавы не признают, а в Грузии они до сих пор преобладают. Большие и малые терции в сочетании считаются негармоничными, поэтому чаще всего используют созвучные кварты и септимы.

Полифония и гармония, по всей видимости, существовачи в Грузии уже тогда, когда на востоке и на западе все еще царил монодический склад. Можно легко проследить корни многоголосия в грузинском хо ровом пении, где единственная мелодия поддерживается органным пунктом или монотонным распеванием, которое помогает солисту держать строй В Грузии монотонно распевают обычно средние голо­са. Получается сильный гул, который, скорее всего, только усиливал­ся акустикой в церквах. Богослов XI в. Иоанн Петрици описал приро­ду Троицы в терминах гармонии и мелодики трех голосов. Это мзхар (высокий, то есть средний тенор), жир (второй голос, низкий тенор) и бам (бас). Жанров народном песни в Грузии немало мишуры (трудовые песни), супруги (застольные, в том числе тосты), еатрпяю (песни о любви) и сагмиро (песни-баллады, эпические — исполнение народных стихов или произведений поэтов XIX в., например Чавчавадзе). Пес­ни, как правило, бывают в форме рондо, с припевом или без. Ритми­чески они обычно близки к 3/4 или tyg, ритм меняется в одной музы­кальной фразе, такое «пружинистое» звучание вообще характерно для грузинских песен.

Самое глубокое многогочосие — в занятных районах, особенно в Гу­рии, где композитор Хонеггер безуспешно пытался записать нотами пес­ню для семи голосов. Каждый голос там обладал своей степенью свобо ды, даже бас свободно импровизировал и выдавал соло В Гурии есть свои собственные многоголосые песни, набури (от слова нади, названия кол­лективной работы, гбора урожая или строительства дома), это песни для двух хоров и четырех голосов. Высокий голос (гамктани иш криманчули) просто издает вскрики, похожие па йодль, тенор (дамцкеби) поет собст­венно стихи, третий голос (шемкмобари) дает настройку, а бас (бари) ведет мелодию без слов, контрастируя с тенором. Мингрелы тоже превосходно умеюг сплетать голоса, составлять из них незабываемые мелодии Минг­релия — единственное место, где можно увидеть смешанные хоры, где вместе поют мужчины и женщины. Слоговое пение без определенных слов (глоссолалия, вроде «л юл и-л юл и» в русских народных песнях) осо бенно характерно для запада Грузии.

В Сванети, в деревнях высоко в горах Кавказа, до сих пор сохрани­лась совершенно неземная уникальная традиция пения на три голоса, с пентатонными звукорядами Песням часто аккомпанируют на чанги, сванском инструменте типа арфы, который выглядит как греческая ва­за, или на лютнях чианури и пандури (на них позволено играть только мужчинам). Еще в Сванетии мужчины водят хороводы, которые назы­ваются перхули Постепенно такой танец переходит в фантастические одиночные танцы Женщины не танцуют, они поют печальные песни Траурные обычаи в этих краях и области Рача сочетают языческие тра­диции причитания над усопшими и христианские песнопения поют на похоронах обычно женщины, изредка мужчины, но никогда все вместе.

В восточно-грузинских песнях бас обычно ведет длинную постоянную мелодию без слов, а героические теноры поверх этой мелодии сплетают слова, создавая удивительную гармонию. Церковные песнопения в каж­дом краю обычно похожи на мирские песни, хотя там все голоса поют тексты, а не просто мелодии. Одни из самых запоминающихся, звучных, глубоких, будто налитых вином песен можно услышать в Кахетии. Не­много южнее вы услышите «Оровел» — длинную, лиричную песню, кото­рая* вопреки обыкновению, исполняется сольно. Когда-то ее пели, уп­равляя плугом или повозкой с волами. Эти песни и по названию, и по звучанию похожи на армянские песни «Хоровел».

Церковная музыка совершенно отчетливо происходит из Византии, она более медленная и спокойная, чем обычная, а гармонии и мелодии ее ближе друг к другу и соединяются в ровном ритме. Гимны поются очень эмоционально, голоса накладываются друг на друга, создавая долгие подвижные гармонии, как если бы певцы не дышали. Уникаль­ная средневековая традиция грузинских православных песнопении чу­дом сохранилась в манускриптах с X в. В начале XX в это все начали переводить в традиционные западные ноты. Песнопения возникли, когда византийские священные тексты в IX и X вв. перевели на грузин­ский язык в Палестине и на горе Афон. Эгим занимались грузинские монахи-богословы, среди которых были Георгий Мтацминдели и Гри- гол Хаицтели.

Считается, что именно в гот период возникли гомофонные песнопе­ния для трех голосов, и тогда же появились первые церковные школы, которые распространяли традиции веры, в том числе и песнопения Центром обучения стал монастырь Гелати, неподалеку от Кутаиси. Сту­дент ы приводили там до семи лет, воспринимая традицию у срул и гало- бел и (лучших солистов хора), и только потом сами становились невмами в церковном хоре.

Невменное нотное письмо с XVII в. постепенно исчезаю, и только в середине XX и. его заново расшифровав, хотя средневековая невменная нотная грамота до сих пор остается загадкой. Местные мотивы передава­лись от предков к потомкам в изустной традиции. Песнопение «Ты — ло­за» («Шеи хлр венахи»), посвященное Деве Марии царем Деметром | (1125-1156), пелось на свадьбах не один век. Сочетание тратиции на­родных песен и профессионального церковного хорового пения пороли до жанр «народно-священных» песен, таких, как чона — песни об урожае и о плодородной земле, которые пелись перед Пасхой, и алчло — рожде­ственские гимны, с которыми люди обходили все село перед Рождеством (5 января).

Хотя хоровое пение до сих пор является самом распространенной формой народной музыки, народных инструментов там тоже немало. Самый древний — грехтысячелетний костяной инструмент типа гобоя {саламури). найденный у Мцхеты. На доли, круглом кожаном бараба­не, выбивали ригм 5/4, аккомпанируя древним воинам в битве (по свидетельству Ксенофонта, который писал о племени моссинов). В наши дни грузины играют на таких инструментах, как пандури — восточно-грузинская лютня с тремя струнами, чонгури — западно-гру­зинская щипковая лютня с четырьмя струнами, чианури — круглый смычковый инструмен! с тремя струнами из Сванети и Рачи, и чан- ги — сделанная вручную деревянная арфа. Есть еще две традиционные волынки — чибони из Аджарии и гудацвири из Рачи. Другие известные инструменты — дудук, похожий на кларнет, и зурма, вроде гобоя, оба они армянские.

В XIX в. западные мелодии стати сочетать с грузинским пением на три голоса гак появился популярный жанр «городской музыки», именно ее сегодня можно услышать в любом кафе и в любой машине. Это песни о любви на запоминающиеся, но простые мелодии, иногда пал гитару или фортепьяно. Самая известная такая песня — «Сушко», песня о тоске по побимой девушке, на стихи поэта Акакия Церетели.

В эпоху коммунизма самым известным грузинским хором был хор Ру стави, сохранилось немало записей его выступлений, которые сейчас можно купит ь на компакт-диске. С этих несен хорошо начинать знаком­ство с грузинской музыкой. Есть также собрание приятных записей хора Цинандали — «Грузинские застольные песни» (на самом деде, все это кахе­тинские песни). В современной Грузии, конечно же, есть свои исполни­тели — например, хор Анчисхати (www.anchiskhati.org) и ансамбль «Мтие- би» («Утренняя звезда») — они перепевают и сохраняют особо редкие гру­зинские песни. Если вам понравится, то стоит послушать еще ансамбль «Зедаше», хор «Элеса» и женский хор «Мзетамзе». Грузинские хоры естьи на западе — например, грузинские певцы из Лондона, канадские ансамб- ж «Kavkazia» и «Darbazi» (www.argosoft.com/darbaii) и «lvena» из США (www.iveria.org).

 

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика